Компенсация за задержку или отмену рейса
Что делать, если на табло в аэропорту напротив вашего рейса появилась пометка “отменен” или “задержан”? Изначально ситуация вызывает максимум негативных эмоций и возмущения. Но если знать свои права, можно получить не только извинение на словах от авиакомпании, но и денежную компенсацию.
Впервые столкнулись с отменой рейса и хотите узнать подробнее о компенсации? Укажите запрашиваемые данные в форме ниже и узнайте сумму возврата, которую можете получить:
По итогам 2019 года наибольшее количество задержанных или отмененных вылетов из Украины приходится на авиакомпании AzurAir и Ernest Airlines. Пунктуальность перевозчиков составляет 65,6% и 53% соответственно. С минимальным количеством задержек вылетали рейсы компаний Air Arabia, Georgian Airways, Air Baltic и АтласГлобал Украина.
Сбои в расписании полетов по вине авиакомпании чаще наблюдаются на чартерных рейсах при вылете с туристических стран - Турции (Анталия), Египта (Шарм-эль-Шейх), Болгарии, Черногории и т.д.
Что считается задержкой рейса, за что полагается компенсация?
Авиакомпании, особенно чартерные, оставляют за собой право переносить время и дату вылета. В таком случае пассажир должен быть оповещен об этом заранее - минимум за сутки до вылета.
Если вы уже прибыли в аэропорт, а самолета нет более двух часов, значит ваш рейс задержали и вам положена компенсация. Кроме того, авиаперевозчик обязуется обеспечить вас всем необходимым для длительного ожидания в аэропорту:
-
время ожидания больше 2 часов - прохладительные напитки, чай, кофе;
-
больше 4 часов - горячие блюда и закуски;
-
больше 8 часов - проживание в отеле и трансфер.
Это стандартные правила, которых придерживаются европейские авиакомпании.
Что делать, если рейс отменили или задержали?
Если вам сообщили об отмене или задержке рейса более чем за 14 дней до вылета, вы можете поменять билет на другую дату или оформить возврат средств. Если уведомление пришло позже (14 дней и меньше), вам положена компенсация.
Если вы узнали об отмене или задержке уже в аэропорту, нужно подойти к информационной стойке и спросить о своем рейсе. Сотрудники должны объяснить причину и предложить варианты решения проблемы. Возьмите справку, которая подтверждает факт отмены или возврата - она понадобится для получения компенсации. Если в аэропорту помощи не оказали, звоните в call-центр авиакомпании или посреднику (туристическому оператору), предоставившему билет.
Вам могут предложить два варианта:
-
возврат денег - в таком случае нужно покупать билет на другой рейс самостоятельно;
-
билеты на следующий рейс - ближайший, на котором будут свободные места.
Чартерные компании такой возможности не предоставляют, вам придется дождаться решения проблемы или покупать билет на альтернативный рейс за свой счет..
Что делать, если отменили или задержали рейс с пересадкой?
В таком случае авиаперевозчик обязуется предложить альтернативный вариант (поменять билет на второй вылет) либо вернуть деньги.
Исключением являются компании-лоукостеры. Они придерживаются правила, что перелеты с пересадками не связаны друг с другом. В таком случае, покупать билет на пропущенный рейс нужно за свой счет.
Лучше покупать авиабилеты от одной авиакомпании или с пометкой о том, что авиакомпании сотрудничают между собой. Это дает право на возмещение или замену билета. Если у вас два билета от разных перевозчиков, то вы не считаетесь транзитным пассажиром и билет, в случае опоздания, пропадает и аннулируется.
Как получить компенсацию?
Три документа, которые помогают решить спорные вопросы с авиакомпаниями:
-
“Повітряний кодекс України” и правила местных авиакомпаний - для перелетов внутри страны и рейсов украинских авиаперевозчиков;
-
Монреальская конвенция - главный документ, регулирующий права пассажиров на внутренних и международных рейсах. Конвенция лежит в основе правил всех авиакомпаний;
-
Регламент ЕС №261/2004 - для рейсов вылетающих и прилетающих на территорию ЕС.
Чтобы подать жалобу и прошение на компенсацию, необходимо заполнить специальный бланк, разработанный Еврокомиссией. Его можно скачать на официальном сайте, либо найти на сайтах авиакомпаний. Это документ на английском языке и заполнять его нужно соответственно. Запрос о компенсации можно также оставить на сайтах, которые консультируют пассажиров и помогают получить возврат средств.
Данные для прошения на компенсацию:
-
заграничный паспорт;
-
билет (+номер бронирования);
-
посадочный талон (если он был выдан);
-
справка от авиакомпании или аэропорта о неосуществленном/задержанном рейсе.
Также можно добавить чеки с дополнительными тратами (питание, проживание, трансфер за свой счет). Необходимо для подтверждения неудобств, вызванных сорванным полетом.
Ответ от авиакомпании пассажир получает в течение 40-90 рабочих дней - все зависит от оперативности работы отдела по приему претензий. На почту вы получите письмо с подтверждением или опровержением запроса. В первом случае нужно сообщить данные для перевода средств, во втором - смириться, либо обращаться в инстанции выше.
Главная проблема чартеров и лоукостов - отсутствие отдела работы с жалобами. Конечно вам положена такая же компенсация, как и на всех остальных рейсах, но выбивать деньги придется через суд.
Сумма компенсации
Возврат средств за отмененный или задержанный рейс зависит от времени задержки и расстояния.
Время задержки
|
Расстояние
|
Компенсация
|
Меньше 3 часов
|
до 1 500 км
|
250 евро
|
от 1 500 до 3 500 км
|
400 евро
|
от 1 500 км внутри зоны ЕС
|
400 евро
|
3-4 часа
|
от 3 500 км
|
300 евро
|
Больше 4 часов
|
от 3 500 км
|
600 евро
|
Также на размер выплаты влияют:
-
страна регистрации компании;
-
страна вылета рейса;
-
причина переноса или отмены;
-
количество часов до вылета при объявлении о задержке;
В каких случаях компенсация не предоставляется?
Авиакомпании не возвращают деньги за несостоявшийся перелет в случае форс-мажорных ситуаций, а именно:
Пассажиру положены все вышеперечисленные удобства (напитки и еда),но без возврата и возмещения средств.